Во Владивостоке на морском берегу воздвигнут необычный монумент – рубка подводной лодки. Это памятник героическому экипажу подводной лодки Л-19. Золотыми буквами выбиты на нем 64 имени, и среди них имя нашего земляка, Виктора Васильевича Малкова.

Малков Виктор Васильевич

родился  в д. Лесниково в 1926 году. Мать, Вера Степановна (1900 г.р.), была председателем сельсовета (по другим воспоминаниям, работала на ферме, затем заведующей на ней), потом  почтовым работником.

Витя в возрасте 3 лет с родителями

Отец Василий Сергеевич (1882 г.р.),   когда началась война, работал председателем сельского Совета, был по возрасту снят с военного учета еще в 1939 году. Но он с первого дня войны почти каждый день ездил в военкомат и умолял всех, чтоб его взяли на фронт. Его просьбу удовлетворили, осенью 1942 года его призвали на действительную службу. Но был он ранен, лечился в госпитале, после госпиталя был отправлен в трудовую армию, под город  Архангельск, и там скончался в 1943 году от болезни почек.

Отец Виктора Малкова Василий Сергеевич (сидит) и его сёстры: Марина (старшая) и Мария

   Это были хорошие люди, честные труженики. Виктор был средним из 5 детей (4 сестры). Хорошо играл на  гармони.

 

Май 1943 г.  Виктор Малков и его друзья.Сидят: Долгушев Николай Иванович, Малков Виктор Васильевич;2 ряд: Малков Михаил Иванович, Расторгуев Павел Иванович (по книге «Здесь моя деревня» Расторгуева П.И., с.77). Пересняла в 1961г. Малкова Вера Степановна

Учился старательно, но ударником не был, учеба давалась нелегко. Рос трудолюбивым. Во всем помогал отцу и матери, а когда придет к тете, то и ей старался чем-нибудь помочь, звал в лес за дровами. Или ребят соберет в выходной день, и все они придут и помогут: воды наносят, дров наколют. 

Окончив Лесниковскую начальную школу в 1934 году, Виктор Малков учился в Борке  (с 5-го по 7-ой класс), а в 8-м, 9-м и 10-м классах в школе №2 города Советска. «На неделю брал он продукты, очень немного денег и пешком шел в Советск. Когда в субботу  приходил домой после занятий, у него всегда были какие-то подарки для маленьких сестер: леденцы, пряники или самые простые игрушки, а чаще всего он игрушки делал сам, вырезал их из дерева. Он всегда что-то мастерил, любил петь, очень хорошо играл на баяне. Его любили все его сверстники за веселый и общительный характер, а младшие ребята ходили за ним вереницами, потому-что он всегда что-нибудь да смастерит».

Из воспоминаний  сестры Виктора Малкова – Ежовой Евгении Васильевны, город Братск)

Фото 1943 года

7  ноября 1943 года из 10-го класса его призывают на  флот. Обучался в отряде подводного плавания Тихоокеанского флота. В августе 1944 года  направлен на подводную лодку «Л-19».

 «Л-19» — подводный минный заградитель XIII серии

Справка

Подводная лодка Л-19 («Ленинец-19») заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе. В 1936 году секциями по железной дороге перевезена во Владивосток, где была произведена её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав бригады подводных лодок, базировавшихся в бухте Малого Улисса. Осенью 1943 года Л-19 заняла первое место по результатам боевой подготовки на Тихоокеанском флоте. В феврале 1944 года экипаж Л-19, как наиболее опытный, в полном составе был отправлен на Север, чтобы заменить экипаж североморской Л-20. А в мае 1944-го на Малом Улиссе был сформирован новый экипаж Л-19 под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Кононенко. Осенью 1944 года Л-19 досрочно закончила заводской ремонт и снова, уже новым экипажем, завоевала первое место по торпедным стрельбам (на ТОФ тогда было около 80 ПЛ).

   8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Во исполнение этого решения подводной лодке Л-19 было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс для следования в район порта Румой с задачами: До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе. С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника.

  23‑го августа  она в очередной раз вышла на связь из пролива между японскими островами Ребун и Рисири, доложила командованию о потоплении одного вражеского транспорта и значительном повреждении другого, после чего получила приказ следовать в залив Анива на Сахалине. Лодка ложится на курс 3380 и движется в надводном положении в точку, откуда намечено начать форсирование пролива Лаперуза. Но сначала надо уйти в свою зону за разграничительную линию.. Пройдя 110 миль, лодка Л-19 была внезапно атакована неизвестной подводной лодкой в точке Шс=450 131 Дв=1400 001. Это как раз на линии разграничения зон.  Первая атака неудачная. Л-19 увернулась…

Уклонившись от торпед, лодка Л-19 немедленно погрузилась и продолжила путь курсом 500 в точку начала форсирования пролива Лаперуза (Шс=450 351 Дв=1410 401) От места атаки до контрольной точки 104 мили. Командир лодки А.Кононенко понимал, что он находится в чужой зоне, и на месте командира той, неизвестной подводной лодки поступил так же – атаковал.

Войдя в зону действия Советского ВМФ, он принимает решение всплыть, дать РДО на берег, и следовать в точку начала форсирования в надводном положении, дозарядить аккумуляторы, проветрить отсеки. В 14. 20 23 августа 1945г с борта Л-19 отправили на базу последнюю РДО. До начала форсирования пролива оставалось 4 часа 40 минут.

Американская лодка запеленговала работу радиостанции подводной лодки Л-19. Подводная лодка Л-19 не дошла до контрольной точки. Дрейфующих мин в этом районе быть не могло по определению. В проливе Лаперуза сильное западное течение. Скорость местами достигает 3 узлов. (Лоция Японского моря. №1402) Предположительно, перед началом форсирования пролива, командир лодки хотел точно определиться с местом. Маяки выключены.

Южный Сахалин (Карафуто) еще находится у японцев. Единственным и хорошим ориентиром была гора Дальняя, высотой 320м , что возвышается в 3,8 мили к северу от мыса Крильон. Лучше всего гора видна при подходе к мысу с запада, т.е. оттуда, куда вел Л-19 капитан 3 ранга А.Кононенко. Но лодка до точки не дошла. Ее в начавшихся сумерках атаковала торпедами подводная лодка. На этот раз Л-19 уклониться не смогла. Последовал мощный взрыв. Подводная лодка, словно гигантский кит выскочила из воды, переломившись на две части, и почти мгновенно затонула со всем экипажем.

   Лодка Л-19 была последним военным кораблём, погибшим во Второй мировой войне и единственной подводной лодкой, которую потерял наш Тихоокеанский флот. Во Владивостоке и Феодосии установлены памятники  подлодке, семьям героев вручили ордена, которыми они награждены посмертно.

Члены экипажа награждены посмертно орденами Отечественной войны I или  II степени. Виктор Малков- II степени.  В честь Виктора Малкова названа одна из улиц в д. Лесниково.  Выпускники школы заложили в его честь берёзовую аллею в д. Лесниково.

На уборке аллеи

В 2005 году Командующим ТОФ был издан приказ «Об объявлении памятных мест героической гибели кораблей и судов Тихоокеанского флота». Впервые за 60 лет в нем официально объявлено место гибели и отдания почестей Л-19 (Пролив Лаперуза юго-восточнее скалы Камень Опасности – место гибели подводной лодки «Л-19», погибшей в боевом походе в августе 1945 года) и, несмотря на то, что точного места гибели неизвестно, проходящие корабли отдают дань памяти погибшим подводникам.

Память об экипаже подводной лодки «Л-19» бережно хранится подводниками Тихоокеанского флота. В 1946 году в память о Л-19 на Улиссе был установлен небольшой обелиск — в лесу, у здания штаба бригады подплава.

В 1957 году памятником погибшей «девятнадцатой» и ее экипажу стала рубка однотипной ПЛ Л-12. Мемориал был установлен тоже в глубине бригады, у санчасти. В 1980-е годы памятник-рубку перенесли на плац бригады, к пирсам, где стоят лодки сегодняшнего подплава и проходят все праздники соединения. По вечерам на рубке включаются ходовые огни. Ленинградский поэт Вячеслав Кузнецов, посетивший мемориал, написал стихотворение «Вечный корабль», посвящённое погибшему экипажу Л-19.

В течение нескольких последних лет по инициативе Клуба моряков-подводников ТОФ ежегодно 23 августа отмечается День памяти ПЛ «Л-19».

С 2005 года в районе предполагаемой гибели подводной лодки проведены несколько поисковых экспедиций и хотя ПЛ «Л-19» не обнаружена, результаты этих экспедиций следует считать положительными – найдена американская ПЛ «Wahoo», потопленная японской авиацией в 1943 г. В 2007 году проведен международный морской поход памяти к берегам Сахалина с участием большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» и американской плавбазы подводных лодок «Фрэнк Кэйбл». Проведена торжественная церемония памяти подводников – советской ПЛ «Л-19» и американской ПЛ «Wahoo».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-12.png

Имя нашего земляка В.В.Малкова  в числе других  членов экипажа « Л-19»  выбито на мемориальных плитах в г. Владивостоке и в г. Южно-Сахалинске

На мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» в г. Владивостоке установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок ТОФ, погибших в 1941 – 1945 гг. на Тихоокеанском и Северном флотах – в том числе и экипажу ПЛ «Л-19».

В городе Феодосии ветераны-подводники создали музей подводной лодки Л-19.

Леонид Соломонович Трахтенберг

Капитан 2 ранга Леонид Соломонович Трахтенберг, основатель музея, под многочисленные экспонаты выделил комнату в своей малогабаритной квартире. Леонид Соломонович отыскал родственников погибших моряков с лодки Л-19 и организовал с ними переписку. Именно от него красные следопыты нашей школы узнали, что в состав экипажа знаменитой подлодки входил и наш земляк И.Н. Жуков. Учащиеся Тагинской средней школы много лет поддерживали связь с музеем. К сожалению, его создателя Л.С. Трахтенберга уже нет в живых.

В.Н. Кузнецов
(1932-2004)

Поистине всенародным стало движение по увековечиванию памяти экипажа Л-19 благодаря публикациям поэта Вячеслава Кузнецова, которые объединили усилия огромного количества патриотов и общественных организаций. Вячеслав Николаевич прислал для музея Тагинской школы ряд журналов со своими очерками об экипаже Л-19 и однотомник избранных произведений «Ступени», в котором напечатано стихотворение «Вечный корабль».

Фотокопия стихотворения Вячеслава Кузнецова «Вечный корабль», посвящённого памяти погибших на подлодке «Л – 19»

   

А.С. Кононенко,командир корабля, капитан 3-го ранга

Вечный корабль.

                                           Героическому экипажу подводной лодки «Л-19»,

        командиру корабля, капитану 3-го ранга

         Кононенко Анатолию Степановичу.

Они ушли в такие дали,

Нелегкий проложив маршрут,

Что день их ждали,

Месяц ждали;

Их на земле поныне ждут.

В их честь матросы одногодки,

Не забывая о былом,

Воздвигли монумент,

                                   а лодку

Назвали вечным кораблем.

Корабль тот мертв,

Он в землю врезан.

Но полночь вызвездит-

                                 Взгляни:

На двух бортах его железных

Вдруг зажигаются огни.

Не раз смотрел я пораженный,

Как до утра они горят,

Как к кораблю

Подходят жены

И с ним безмолвно говорят…

И тот поймет,

Кто был любимым,

И как-то веришь в этот час,

Что все ушедшие в глубины

Живут незримо среди нас.

С   фотографии  стенда в школьном музее смотрят на нас  внимательные, серьёзные  глаза. Таким молодым, безусым парнем уходил Виктор Малков  в боевой поход 19 августа 1945 года. Таким он и останется навсегда в нашей  памяти.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 1. К. Б. Стрельбицкий. Август 1945. Советско-японская воина на море — Цена Победы.

2. Л-19 на базу не вернулась //«Советский Сахалин», 18.07.2007. http://www.sovsakh.ru/ru/news/3369/?p=32

3. «Л-19»: Поиск подводной лодки и память об экипаже. http://shturman-tof.ru/

4. Тайна гибели подводной лодки «Л-19». http://dive.azur.ru/index.php?menuid=82

5. Точка доступа — http://www.e-reading.club/chapter.php/1021183/87/Kouli_-_A_chto%2C_esli_by.html