Опубликовано: 14 февраля 2021 в 18:25
Во Владивостоке на морском берегу воздвигнут необычный монумент – рубка подводной лодки. Это памятник героическому экипажу подводной лодки Л-19. Золотыми буквами выбиты на нем 64 имени, и среди них имя нашего земляка, Виктора Васильевича Малкова.
родился в д. Лесниково в 1926 году. Мать, Вера Степановна (1900 г.р.), была председателем сельсовета (по другим воспоминаниям, работала на ферме, затем заведующей на ней), потом почтовым работником.
Отец Василий Сергеевич (1882 г.р.), когда началась война, работал председателем сельского Совета, был по возрасту снят с военного учета еще в 1939 году. Но он с первого дня войны почти каждый день ездил в военкомат и умолял всех, чтоб его взяли на фронт. Его просьбу удовлетворили, осенью 1942 года его призвали на действительную службу. Но был он ранен, лечился в госпитале, после госпиталя был отправлен в трудовую армию, под город Архангельск, и там скончался в 1943 году от болезни почек.
Это были хорошие люди, честные труженики. Виктор был средним из 5 детей (4 сестры). Хорошо играл на гармони.
Учился старательно, но ударником не был, учеба давалась нелегко. Рос трудолюбивым. Во всем помогал отцу и матери, а когда придет к тете, то и ей старался чем-нибудь помочь, звал в лес за дровами. Или ребят соберет в выходной день, и все они придут и помогут: воды наносят, дров наколют.
Окончив Лесниковскую начальную школу в 1934 году, Виктор Малков учился в Борке (с 5-го по 7-ой класс), а в 8-м, 9-м и 10-м классах в школе №2 города Советска. «На неделю брал он продукты, очень немного денег и пешком шел в Советск. Когда в субботу приходил домой после занятий, у него всегда были какие-то подарки для маленьких сестер: леденцы, пряники или самые простые игрушки, а чаще всего он игрушки делал сам, вырезал их из дерева. Он всегда что-то мастерил, любил петь, очень хорошо играл на баяне. Его любили все его сверстники за веселый и общительный характер, а младшие ребята ходили за ним вереницами, потому-что он всегда что-нибудь да смастерит».
Из воспоминаний сестры Виктора Малкова – Ежовой Евгении Васильевны, город Братск)
7 ноября 1943 года из 10-го класса его призывают на флот. Обучался в отряде подводного плавания Тихоокеанского флота. В августе 1944 года направлен на подводную лодку «Л-19».
Справка
Подводная лодка Л-19 («Ленинец-19») заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе. В 1936 году секциями по железной дороге перевезена во Владивосток, где была произведена её сборка. 25 мая 1938 года субмарина спущена на воду, и 4 ноября 1939 года вошла в состав бригады подводных лодок, базировавшихся в бухте Малого Улисса. Осенью 1943 года Л-19 заняла первое место по результатам боевой подготовки на Тихоокеанском флоте. В феврале 1944 года экипаж Л-19, как наиболее опытный, в полном составе был отправлен на Север, чтобы заменить экипаж североморской Л-20. А в мае 1944-го на Малом Улиссе был сформирован новый экипаж Л-19 под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Кононенко. Осенью 1944 года Л-19 досрочно закончила заводской ремонт и снова, уже новым экипажем, завоевала первое место по торпедным стрельбам (на ТОФ тогда было около 80 ПЛ).
8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Во исполнение этого решения подводной лодке Л-19 было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс для следования в район порта Румой с задачами: До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе. С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника.
23‑го августа она в очередной раз вышла на связь из пролива между японскими островами Ребун и Рисири, доложила командованию о потоплении одного вражеского транспорта и значительном повреждении другого, после чего получила приказ следовать в залив Анива на Сахалине. Лодка ложится на курс 3380 и движется в надводном положении в точку, откуда намечено начать форсирование пролива Лаперуза. Но сначала надо уйти в свою зону за разграничительную линию.. Пройдя 110 миль, лодка Л-19 была внезапно атакована неизвестной подводной лодкой в точке Шс=450 131 Дв=1400 001. Это как раз на линии разграничения зон. Первая атака неудачная. Л-19 увернулась…
Уклонившись от торпед, лодка Л-19 немедленно погрузилась и продолжила путь курсом 500 в точку начала форсирования пролива Лаперуза (Шс=450 351 Дв=1410 401) От места атаки до контрольной точки 104 мили. Командир лодки А.Кононенко понимал, что он находится в чужой зоне, и на месте командира той, неизвестной подводной лодки поступил так же – атаковал.
Войдя в зону действия Советского ВМФ, он принимает решение всплыть, дать РДО на берег, и следовать в точку начала форсирования в надводном положении, дозарядить аккумуляторы, проветрить отсеки. В 14. 20 23 августа 1945г с борта Л-19 отправили на базу последнюю РДО. До начала форсирования пролива оставалось 4 часа 40 минут.
Американская лодка запеленговала работу радиостанции подводной лодки Л-19. Подводная лодка Л-19 не дошла до контрольной точки. Дрейфующих мин в этом районе быть не могло по определению. В проливе Лаперуза сильное западное течение. Скорость местами достигает 3 узлов. (Лоция Японского моря. №1402) Предположительно, перед началом форсирования пролива, командир лодки хотел точно определиться с местом. Маяки выключены.
Южный Сахалин (Карафуто) еще находится у японцев. Единственным и хорошим ориентиром была гора Дальняя, высотой 320м , что возвышается в 3,8 мили к северу от мыса Крильон. Лучше всего гора видна при подходе к мысу с запада, т.е. оттуда, куда вел Л-19 капитан 3 ранга А.Кононенко. Но лодка до точки не дошла. Ее в начавшихся сумерках атаковала торпедами подводная лодка. На этот раз Л-19 уклониться не смогла. Последовал мощный взрыв. Подводная лодка, словно гигантский кит выскочила из воды, переломившись на две части, и почти мгновенно затонула со всем экипажем.
Лодка Л-19 была последним военным кораблём, погибшим во Второй мировой войне и единственной подводной лодкой, которую потерял наш Тихоокеанский флот. Во Владивостоке и Феодосии установлены памятники подлодке, семьям героев вручили ордена, которыми они награждены посмертно.
Члены экипажа награждены посмертно орденами Отечественной войны I или II степени. Виктор Малков- II степени. В честь Виктора Малкова названа одна из улиц в д. Лесниково. Выпускники школы заложили в его честь берёзовую аллею в д. Лесниково.
В 2005 году Командующим ТОФ был издан приказ «Об объявлении памятных мест героической гибели кораблей и судов Тихоокеанского флота». Впервые за 60 лет в нем официально объявлено место гибели и отдания почестей Л-19 (Пролив Лаперуза юго-восточнее скалы Камень Опасности – место гибели подводной лодки «Л-19», погибшей в боевом походе в августе 1945 года) и, несмотря на то, что точного места гибели неизвестно, проходящие корабли отдают дань памяти погибшим подводникам.
Память об экипаже подводной лодки «Л-19» бережно хранится подводниками Тихоокеанского флота. В 1946 году в память о Л-19 на Улиссе был установлен небольшой обелиск — в лесу, у здания штаба бригады подплава.
В 1957 году памятником погибшей «девятнадцатой» и ее экипажу стала рубка однотипной ПЛ Л-12. Мемориал был установлен тоже в глубине бригады, у санчасти. В 1980-е годы памятник-рубку перенесли на плац бригады, к пирсам, где стоят лодки сегодняшнего подплава и проходят все праздники соединения. По вечерам на рубке включаются ходовые огни. Ленинградский поэт Вячеслав Кузнецов, посетивший мемориал, написал стихотворение «Вечный корабль», посвящённое погибшему экипажу Л-19.
В течение нескольких последних лет по инициативе Клуба моряков-подводников ТОФ ежегодно 23 августа отмечается День памяти ПЛ «Л-19».
С 2005 года в районе предполагаемой гибели подводной лодки проведены несколько поисковых экспедиций и хотя ПЛ «Л-19» не обнаружена, результаты этих экспедиций следует считать положительными – найдена американская ПЛ «Wahoo», потопленная японской авиацией в 1943 г. В 2007 году проведен международный морской поход памяти к берегам Сахалина с участием большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» и американской плавбазы подводных лодок «Фрэнк Кэйбл». Проведена торжественная церемония памяти подводников – советской ПЛ «Л-19» и американской ПЛ «Wahoo».
Имя нашего земляка В.В.Малкова в числе других членов экипажа « Л-19» выбито на мемориальных плитах в г. Владивостоке и в г. Южно-Сахалинске
На мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» в г. Владивостоке установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок ТОФ, погибших в 1941 – 1945 гг. на Тихоокеанском и Северном флотах – в том числе и экипажу ПЛ «Л-19».
В городе Феодосии ветераны-подводники создали музей подводной лодки Л-19.
Капитан 2 ранга Леонид Соломонович Трахтенберг, основатель музея, под многочисленные экспонаты выделил комнату в своей малогабаритной квартире. Леонид Соломонович отыскал родственников погибших моряков с лодки Л-19 и организовал с ними переписку. Именно от него красные следопыты нашей школы узнали, что в состав экипажа знаменитой подлодки входил и наш земляк И.Н. Жуков. Учащиеся Тагинской средней школы много лет поддерживали связь с музеем. К сожалению, его создателя Л.С. Трахтенберга уже нет в живых.
Поистине всенародным стало движение по увековечиванию памяти экипажа Л-19 благодаря публикациям поэта Вячеслава Кузнецова, которые объединили усилия огромного количества патриотов и общественных организаций. Вячеслав Николаевич прислал для музея Тагинской школы ряд журналов со своими очерками об экипаже Л-19 и однотомник избранных произведений «Ступени», в котором напечатано стихотворение «Вечный корабль».
Вечный корабль.
Героическому экипажу подводной лодки «Л-19»,
командиру корабля, капитану 3-го ранга
Кононенко Анатолию Степановичу.
Они ушли в такие дали,
Нелегкий проложив маршрут,
Что день их ждали,
Месяц ждали;
Их на земле поныне ждут.
В их честь матросы одногодки,
Не забывая о былом,
Воздвигли монумент,
а лодку
Назвали вечным кораблем.
Корабль тот мертв,
Он в землю врезан.
Но полночь вызвездит-
Взгляни:
На двух бортах его железных
Вдруг зажигаются огни.
Не раз смотрел я пораженный,
Как до утра они горят,
Как к кораблю
Подходят жены
И с ним безмолвно говорят…
И тот поймет,
Кто был любимым,
И как-то веришь в этот час,
Что все ушедшие в глубины
Живут незримо среди нас.
С фотографии стенда в школьном музее смотрят на нас внимательные, серьёзные глаза. Таким молодым, безусым парнем уходил Виктор Малков в боевой поход 19 августа 1945 года. Таким он и останется навсегда в нашей памяти.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. К. Б. Стрельбицкий. Август 1945. Советско-японская воина на море — Цена Победы.
2. Л-19 на базу не вернулась //«Советский Сахалин», 18.07.2007. http://www.sovsakh.ru/ru/news/3369/?p=32
3. «Л-19»: Поиск подводной лодки и память об экипаже. http://shturman-tof.ru/
4. Тайна гибели подводной лодки «Л-19». http://dive.azur.ru/index.php?menuid=82
5. Точка доступа — http://www.e-reading.club/chapter.php/1021183/87/Kouli_-_A_chto%2C_esli_by.html