В нашем школьном музее маршала Л.А.Говорова и истории села собран богатый материал об истории школы, учителях, воспоминания жителей села, которые в годы войны учились в нашей школе.

В этих воспоминаниях часто звучат имена Мальковых Раисы Ивановны и Александра Александровича, учителей школы.

Малькова  (в девичестве – Бобровская) Раиса Ивановна родилась 12 августа 1895 года в семье Ольги Дмитриевны, дочери священника, и Ивана Игнатьевича, священника в селе Колобове (Борок). Отец был уважаемым человеком в округе.  Именно он оказал большое влияние на выбор профессии Раисы Ивановны. Она и 4 её сестры стали учительницами.

В личном архиве Пономарёвой Нинель Александровна (старшей дочери Раисы Ивановны) есть фотография «Семья Бобровских» (во втором ряду крайняя справа Раиса Ивановна с дипломом Вятского епархиального училища, 1913 год)

1916 года Раиса Ивановна преподаёт в Лесниковском училище, в 20-30-е годы «днём учила ребят, а вечером взрослых. Она была ещё и заведующей по 1936», а с 1936 года её муж, Мальков Александр Александрович становится заведующим в новой только что построенной школе.

Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием для всего народа. Муж Раисы Ивановны Александр Александрович ушёл на фронт 23 декабря 1941, она осталась с четырьмя детьми. Дочь Нинель вспоминает о военных годах: «Маме с нами приходилось трудно. Хорошо, что помогала тётя Маня из Борка. Выручал огород и молоко, которое тётушка посылала нам, ходили за продуктами в Завертную в магазин, там выдавали паёк.

«Мальковы жили плохо, голодно. Мы (ученики, вспоминает Малков Александр Григорьевич) приносили из дома хлеб, угощали Раису Ивановну».

«Мама ещё, кроме основной работы, ходила и проводила политинформации, читала сводки с фронта населению. Помню: очень тщательно готовилась».

С начала войны в школах введён укороченный учебный год. Вместе с местными ребятами за парты сели дети, эвакуированные из других городов [1]. Ребята и учителя помогали колхозу, пишет газета «Путь Ильича» от 14 августа 1942 года: «Школьники и учителя района хорошо работают на уборке урожая…

Хорошо начал работу школьный отряд в Лесниковском колхозе.

Помимо работы в поле, ребята ведут массовую агитационную работу»

Пономарёва Нинель Александровна добавляет: «Помогали колхозу: поливали капусту (садили у реки), осенью убирали, возили на телегах навоз от каждого двора; старушки накладывали – ребята возили в поле. Молотили. Снопы складывали в крытики, зимой обмолачивали. Мы подавали снопы. А мальчишки гоняли лошадей. По вечерам выбирали зерно на семена».

Попова Зоя Павловна вспоминает: «Идём в конце мая из школы, бригадир говорит: «Бросайте сумки, хватит шататься: яровые заросли». Всё лето работали. В Троицу, в Заговенье …отпускали побегать.

Помню отработку, отжинки. Все девчонки вставали в круг, пели Хлопаем в ладоши. Женщины пляшут, плачут, кому похоронка пришла».

В марте 1943 года Советский РОНО издал приказ «О привлечении к работе школьников и учителей к сбору лекарственных растений», а решением Исполкома Райсовета по каждой школе установили… контрольные цифры по засеву земельного участка…Надо было организовать работу по заготовке семян внутри школы (заготовка верхушек картофеля по 6 килограммов на ученика) [2]

Балезина Лидия Васильевна вспоминает: «Очень хорошо помню, что с 4-го класса посылали жать, а с 1-го – собирать колоски. Ребята относились к работе очень ответственно. Работали вместе с нами и учителя. Каникулы были только зимние и весенние, в период разлива рек и речушек».

В классах было холодно, и часто занимались на кухне. Чтобы не замёрзнуть в школе, она вела нас к сараю, где вместе с нами пилила и колола дрова, а потом опять шли уроки.

В войну колхоз давал продукты, Ходила с нами собирать горох, собранный (после уборки) сдавали в колхоз, а нам давали хороший. Варили для учащихся гороховый кисель, суп с картошкой, гороховый суп на обед (гороховицу) И мне она казалась такой вкусной, что я её до сих пор люблю. Из дома приносили кто – «хлеб» с лебедой, кто – картошку, а кто – и ничего.

Балезина Лидия Васильевна вспоминает: «Мы одевались бедно: в школу идём – на валенки лапти надеваем, в школе снимаем – и в печку. Брали с собой, если был, хлеб, шли полем – выдёргивали турнепс, ели. Весной собирали и ели картошку, песты. Бродом переходили Пижму, рвали кумушки клеверные, цвет щавеля. Всё шло в пищу.

Писали на книгах и газетах, белой бумаги было мало. У меня книг, вернее у отца, было много, и мне было на чём писать. И сколько было радости, если попадались чистые (без букв) места. Чернила были разные: из озими – зелёные, из свёклы – красные, из сажи – чёрные. Но сажу надо было брать из фонаря, где стояла коптилка.

Прошло 58 лет с момента окончания 4 класса, и очень многое забылось. Но хорошо остался в памяти день, когда закончилась война. Всех учащихся выстроили на площадке перед школой (поодаль), сообщил Александр Александрович эту радостную весть, и мы все хором пели «Гимн Советского Союза», а он дирижировал. Радости было много, пели старательно, хотя у некоторых в горле стоял комок, в том числе и у меня. Ведь отцы наши были убиты».

 Сам Александр Александрович пришёл с войны раненый, правая рука висела плетью. Награждён орденом Красной звезды» (сведения о его награждении есть на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа»). Снова работал заведующим, вёл физкультуру и был военруком.

Дочь Пономарёва Нинель Александровна вспоминает: «Мама весной 1945 года простудилась, заболела и умерла в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. В семье такое горе, а папе надо идти проводить митинг. Но пошёл и провёл. Могилу маме копала бабушка, а папа помогал (что он мог – то одной рукой). Похоронена она на кладбище в селе Завертная».

Ученики вспоминают о Раисе Ивановне с признательностью и теплотой.

Все: учителя и ученики внесли свой маленький вклад в большую Победу.